Советы родителям при обучении детей навыкам чтения и письма.
Советы родителям при обучении детей навыкам чтения и письма.
Данная статья подготовлена нашим логопедом-дефектологом Репиной Валентиной Петровной.
- Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не ВЭ,МЭ, ША,ЭР, а коротко ( б,м,ш,р), в противном случае затрудняется:
– навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо « МАМА» читает «МЭАМЭА».
– звуковой анализ слов. Ребенок неправильно анализирует слова типа суп, каша, пропуская звук «у» в первом слове и пропуская звук «а» в конце второго слова. Соответственно ребенок допускает ошибки при записи этих слов.
- Учите правильному слиянию букв в слоги. Неправильный подход при обучении – М и А будет МА – прочитывание глазами, а затем произношение слов или фраз, не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения: когда ребенок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММММА, СССОК, РРРРАК.
- Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы и методы:
– выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста;
– прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами.
– угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв.
– обведение пальцами контура букв, штриховка букв.
– применение метода дермалексии ( угадывание ребенком букв, написанных на коже спины, руки ).
- Следует подготовить руки к письму, для чего необходимо развивать у ребенка тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с большими чисто техническими трудностями при письме, так как письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения: пальчики здороваются, пальчики бегают по столу, игра на рояле, разведение пальцев в стороны, поочередное поднимание пальцев руки (кулак – ладонь)
Помимо специальных упражнений очень важно приучить ребенка к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и определенной ручной умелости. Кроме этого, родители должны знать, что ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.
- Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.
При этом необходимо помнить – ребенок должен уметь правильно держать карандаш (тремя пальцами руки, а кончик карандаша «смотрит» в плечо);
– тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить (леворукие дети держат тетрадь перед другим, противоположным правшам наклоном);
– правильно сидеть за столом;
– не нужно учить ребенка замысловатыми прописными буквами, как в школе.
– необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения).
Советы помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.