О самооценке ребенка
Учите детей властвовать собой!
Самооценка – один из важнейших механизмов саморегуляции, позволяющий человеку – в том числе и ребенку – преодолевать трудности.
Ребенок не рождается с готовой самооценкой. Самооценка формируется в процессе постоянного общения ребенка с окружающими: от других людей – родителей, сверстников, педагогов – дети получают оценку своих действий, возможностей, успехов. Эти оценочные суждения постепенно присваиваются ими и превращаются в самооценку, выражающую отношение ребенка к себе самому.
Становление самооценки как таковой происходит в возрасте 5-7 лет. Именно в это время важно помочь ребенку сформировать адекватную самооценку, которая будет способствовать преодолению возможных жизненных сложностей, в том числе и школьных. Когда успех и уровень притязаний соответствуют друг другу, формируется адекватная самооценка, способствующая развитию таких личностных качеств, как активность, решительность, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, общительность. При адекватной самооценке ребенок ставит перед собой достижимые цели, которые он способен достигнуть.
Если самооценка занижена, то у ребенка формируются пассивность, робость, тревожность, застенчивость, несамостоятельность, нерешительность. Ребенок с заниженной самооценкой ставит перед собой слишком легкие цели, достижение которых мало дает его развитию.
Ребенок с завышенной самооценкой слишком инициативен, не в меру самоуверен, не умеет считаться с окружающими, уважать своих собеседников. Цели, которые он перед собой ставит, обычно недостижимы. Как следствие завышенной самооценки, у ребенка могут развиваться агрессивность, высокомерие, недоброжелательность к другим, а значит, и проблемы в общении.
Задача педагога – помочь ребенку в формировании адекватной самооценки. Как это можно сделать? Главное направление моей работы – развитие математических способностей детей. На занятиях я стараюсь создавать такие ситуации, которые подводили бы детей к необходимости задумываться над результатами своей деятельности и анализировать их. Уже в средней группе я обращаюсь к детям с такими вопросами: “Понравилось ли вам занятие? Что понравилось больше всего? Что бы вы хотели повторить?”.
В старшей группе для оценки эффективности работы используются значки гномиков-помощников. У каждого ребенка в группе есть свой значок гномика. Изображения гномиков отличаются друг от друга цветом, длиной волосиков, ростом – рисунок отражает особенности каждого ребенка. Буква на платье или рубашке гномика соответствует первой букве имени ребенка. В конце работы дети вспоминают, чем они занимались, выделяют этапы занятия и с помощью карточек-символов выкладывают их последовательность. (Карточки заранее заготавливаются педагогом на каждого ребенка.) Затем воспитатель говорит: “Возьмите своего гномика и разместите под той карточкой, которая показывает, какой этап занятия был для вас: 1) самым интересным, 2) самым трудным, 3) самым легким, 4) самым скучным.” Желающие объясняют, почему это так, что им удалось на занятии, что не удалось.
Можно также определять степень сложности и интересности одного задания. Для этого используется лесенка с десятью ступеньками. Верхняя ступенька означает: задание трудное, нижняя – легкое. Надо поставить гномика на ту ступеньку, которая показывает степень трудности. Задания подобного рода помогают направлять процесс самопознания ребенка.
Формированию адекватной самооценки помогает и регулирование соотношения уровня притязания и успеха. Ребенок выполняет то задание, которое ему дает воспитатель. Поэтому необходимо, чтобы предлагаемое задание было посильно трудным, т.е. оно должно находиться в зоне ближайшего развития ребенка. Но подобрать развивающую игру для занятия так, чтобы она попала в зону ближайшего развития каждого ребенка, невозможно, так как дети (даже в подгруппе из 10-12 человек) отличаются по уровню умственного развития. А значит, обязательно найдутся те, для которых эта игра будет слишком простой, и те, для которых она будет слишком трудной. Только примерно для трети детей она будет работать на развитие. Учитывая это, я, по возможности, использую на занятии варианты дидактической игры разных уровней сложности.
Например, игру “Сложи картинку” для детей средней группы можно представить на четырех уровнях: 1-й уровень сложности: картинка разрезана на 4 части; 2-й уровень: картинка разрезана на 9 частей; 3-й уровень: на 12 частей; 4-й уровень: на 16 частей.
Детям предлагается общий сюжет. Внутри этого сюжета необходимо собрать предлагаемую картинку. Все дети начинают выполнять задание одновременно, но каждый работает в своем индивидуальном темпе. По мере выполнения первого задания ребенок переходит к заданию следующего, более высокого уровня сложности. Работа рассчитана на несколько занятий. По окончании работы оказывается, что часть детей дошла до конца, часть остановилась на втором или третьем задании. Однако если каждый раз регулировать соотношение уровня притязаний ребенка и успеха, то это может привести к неумению самостоятельно определять их соотношение.
Поэтому наряду с такими разноуровневыми играми, предполагающими постепенный переход с одного уровня на другой, важно предоставлять ребенку 5-7 лет и возможность выбора: степени сложности задания; способа действия; способа решения; подвижной игры; формы организации деятельности (можно дать одно сложное задание для всех, но предложить работать либо одному, либо в паре). Такие задания помогают воспитателю выявлять уровень самооценки ребенка, знание которого необходимо для ее коррекции.
Адекватная самооценка – это сложное психическое образование, являющееся важнейшим компонентом психологической готовности к обучению в школе и необходимым условием успешности учения будущего школьника, ибо радость учебного труда, желание учиться невозможны без верного отношения к себе, к своим удачам и ошибкам.